Анализ детского рисунка
❗️Психолог использует детские рисунки для диагностики психо-эмоционального состояния ребенка, его семейной ситуации, наличия психотравмирующих событий в жизни ребенка и других симптомов. В детском рисунке психолог увидит то, о чем ребенок не скажет словами...
☁️Рисунок мальчика 10 лет " Моя семья" в ситуации развода родителей.
☁️Типичный рисунок ребенка, получившего психологическую травму в ситуации развода.
☁️Папа на рисунке отделен чертой. Две лужицы рядом с ним - его новая семья. Тучи и дождь, который льется на папу - это внешние обстоятельства, из-за которых "наш бедный папочка" не с нами. Мама и ребенок очень одиноки. Даже солнце над ними стало серым... Ребенок на рисунке развернулся к отцу, тянется к нему. .
☁️Страх, тревога, обида ребенка...

Кинетический рисунок семьи, рисовала девочка 9 лет. .
✔️Обстановка в семье неблагоприятная. В рисунке присутствуют симптомы тревожности. .
✔️Ребенок чувствует себя одиноко. Отсутствует совместная деятельность с родителем. .
✔️У мамы с ребенком возникают конфликтные ситуации, она не справляется с воспитанием, отсутствует эмоциональный ресурс, есть признаки физического переутомления. Родительский авторитет низкий. .
✔️В семье перевернутая иерархия. Ребенок эгоцентричен. Но вместе с тем несамостоятелен, что часто бывает при гиперопекающем стиле воспитания. Девочка эмоционально неустойчива, не чувствует опоры. .
✔️Котенок для девочки- значимая фигура. Домашнее животное восполняет недостаток любви и поддержки. У девочки была психотравмирующая ситуация, связанная с котенком. .
❗️Конечно, это далеко не полная интерпретация рисунка.

Рисунок «Моя семья». Рисовала девочка 6 лет. .
✏️На рисунке изображены мама девочки, бабушка, младший брат, папа и сама девочка. .
❗️Самый интересный момент в рисунке. Бабушка девочки (мать отца) в составе семьи изображена между папой и мамой. Фигура бабушки расположена ближе к сыну, опирается на него, отделяет друг от друга папу и маму девочки (мужа и жену). Бабушка в семье «серый кардинал», оказывает большое влияние на сына и на принятие важных решений в семье. Папа девочки испытывает сильную эмоциональную привязанность к своей матери. В итоге: основа семьи- отношения муж и жена подвержены угрозе.
У мамы девочки руки подняты вверх, сжаты в кулаки, рот выделен красным цветом: недовольство, раздражение и агрессивность, неприятие сложившейся ситуации. Она чувствует себя отделенной от семьи. Девочка закрасила маме лицо - возможно, мама не реализует себя в социуме.
Девочка себя нарисовала в конце семейного ряда, на противоположной стороне от своей матери. Между ними слабая эмоциональная связь, конфликты, ссоры, недопонимание. Это и послужило причиной прихода к психологу.
Папа девочки занимает авторитетную позицию в семье, энергичный, властный, контролирует всех членов семьи.
В рисунке присутствуют симптомы тревожности и беспокойства: большие закрашенные глаза, разнонаправленные линии в штриховке одежды, волос. У девочки 6 лет незрелость эмоционально-волевой сферы. Она нарисовала у себя короткие ручки: чувствует себя слабой, неуверенной, испытывает недостаток теплого эмоционального общения.
У всех членов семьи не нарисованы ступни ног: у девочки нет чувства, что ее семья прочная, стабильная. Применяется непоследовательный стиль воспитания, возможно присутствует эмоциональное насилие над ребенком. .

Страх «воображаемых монстров» - один из самых распространенных детских страхов. .
1️⃣Арт-терапия - один из самых эффективных методов преодоления детских страхов, в том числе и страха «воображаемых монстров».
Изобразительная деятельность позволяет глубже осмысливать страх, дает выход чувствам и переживаниям ребенка. .
1️⃣Первым этапом в преодолении страха монстров, является его ИЗОБРАЖЕНИЕ. Именно конкретизация страха помогает ребенку избавиться от неопределённости и выплеснуть наружу то, что тревожит и мучает. .
✏️Детям бывает гораздо проще нарисовать страх, чем описать его словесно. Рисуя, ребенок, не просто изображает конкретный страх, он живет в этом «микрокосмосе», который мы условно называем «детский рисунок». .
2️⃣Второй этап преодоления страха монстров - МОДЕЛИРОВАНИЕ выхода из сложившейся ситуации. .
Существует множество приемов и способов:
✔️дорисовка «защитного» объекта;
✔️закрашивание «страшного» объекта;
✔️уничтожение «зла» - скомкать, порвать, выбросить...
✔️видоизменение рисунка, превращение «страшного» в «смешное». ✔️дорисовка ситуации с возможными последующими решениями;
✔️украшение «мрачного», преобразование в «красивое»;
✔️расчищение темного пространства («заглядывание в темноту»). .
❗️Если вы сами решили «поработать» с ребенком над его страхом воображаемых монстров, то будьте терпеливы и последовательны, «идите за ребенком», не навязывайте ему свое видение выхода из чувства страха, так как это его страх, его переживание! Неумелая работа с детским страхом может закрепить его . ‼️Необходимо выяснить причину возникновения данного вида страха, так как без выяснения источника появления страха, данные страхи будут появляться снова! .


Графическая методика «Кактус».
❗️Инструкция: «Нарисуй кактус, таким, каким ты себе его представляешь!» После окончания рисования, психолог задает ребенку вопросы, которые помогают уточнить интерпретацию.
Рисовала девочка-подросток 15 лет.
Иголки на кактусе нарисованы длинные, колкие, но их небольшое количество - подросток проявляет агрессивность средней степени, в том числе защитную агрессию. Не позволяет окружающим людям нарушать свои личные границы . Рисунок крупный, расположен в центре листа - девочка эгоцентрична, отстаивает свою позицию, ставит свои потребности выше потребностей других людей. В структуре личности присутствуют лидерские качества, реалистичный подход к жизни. Мнение и советы других людей выслушивает, но ориентируется на собственное мнение. Девочка не склонна к полному одиночеству, но любит побыть наедине с собой, восстановить ресурсы.
Нажим на карандаш достаточно сильный - преобладают эмоции высокой интенсивности, проявляет вспыльчивость в конфликтных ситуациях.
Рисунок четкий, симметричный. Девочка-подросток ставит перед собой цели, планирует способы их достижения. Склонность к перфекционизму.
У кактуса есть выступающие отростки - девочка общительная, разговорчивая. Личности подростка свойственна демонстративность - повышенная потребность в успехе и внимании к себе окружающих.
Использование темно-зеленого цвета при рисовании кактуса, прерывистая штриховка - наличие внутренней тревожности. Склонность проявлять сильную тревогу по относительно малым поводам.
На кактусе изображены яркие цветы - женственность, удовлетворённость своей внешностью.
Наличие цветочного горшка (горшочек обычной формы, без украшений, но устойчивый, форма четко прорисована) - девочка комфортно чувствует себя в семье, присутствуют защита и поддержка, чувство семейной общности. Базовые потребности удовлетворены. Поэтому у подростка нет потребности в раннем уходе из семьи.

Проективная методика «ДЕРЕВО». Выполняла девочка, 10 лет, ученица 4 класса. .
ИНСТРУКЦИЯ: «Рассмотри это дерево. Ты видишь на нем и рядом с ним человечков. У каждого из них - разное настроение и они занимают различное положение. Представь, что это ученики твоего класса. Возьми карандаш красного цвета и закрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, отражает твое настроение и положение в классе. Карандашом зеленого цвета закрась того человечка, на чьем месте ты хотела бы находиться». ❗️Девочка закрасила красным цветом человечка 8, что говорит об ее отстраненности от других детей в классе, «уходе в себя». Но при этом она хочет общаться, получать дружескую поддержку (зеленый человечек 12).
❗️Признаки того, что ребенок стал «школьным изгоем»:
1️⃣Коллектив игнорирует ребенка, у изгоя нет друзей;
2️⃣Коллектив отстраняет ребенка от важных вопросов, игр и поручений; 3️⃣Коллектив открыто «травит» ребенка (дети смеются над ним, обзывают, бьют, выставляют в неприглядном свете);
Тревожные сигналы для родителей, если ваш ребенок:
Потерял желание ходить в школу, пропускает уроки, игнорирует праздники, собрания в классе;
Не зовет в гости друзей из школы, не переписывается с одноклассниками в социальных сетях;
Уходит от вопросов об одноклассниках, проявляет негативные эмоции и часто плачет без видимых причин;
Ложь. Ребенок изгой может начать лгать не только родителям, но и своим сверстникам. Придумывать истории, чтобы повысить свой рейтинг в глазах окружающих;
Воровство. Ребенок может начать красть у одноклассников, чтобы заглушить эмоциональную боль или красть у родителей, чтобы купить что-то другим детям и заслужить их расположение;
Попытки суицида. Продолжительная травля ребенка в классе, равнодушие родителей и учителей может привести ребенка к мыслям о суициде.
Данная позиция в классе очень опасна для психики ребенка. Часто родители обращаются за помощью тогда, когда отверженному ребенку становится особенно тяжело.
❗️Если вы подозреваете, что ваш ребенок занимает позицию «школьного изгоя», вам необходимо обратиться к школьному психологу, а также к детскому психологу.
♥️Берегите своих детей!