Рекомендации для родителей. - Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребёнка за то, что он боится, так как именно родители несут персональную ответственность за самочувствие ребёнка и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.
- Нельзя не замечать и игнорировать страхи, иронизировать и бездушно смеяться над ребёнком.
- Нельзя вместо устранения страхов «выяснять отношения» с ребёнком или считать его безнадежно упрямым и не способным к переменам, так как в этом случае он вряд ли сможет проявить активность и преодолеть страх.
- Относитесь к страхам без излишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания, не культивируйте страхи, чтобы «не застрять на них».
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
- Помните, что к боящемуся ребёнку нужен особый психологический подход, основанный на понимании его чувств и желаний, укреплении «внутреннего я».
- Необходимо, чтобы ребёнок чувствовал поддержку, любовь и признание взрослых.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Постарайтесь отвлечь ребёнка, «вернуть ему детство», занять интересной деятельностью, почитать книги, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры (спектакли, представления), выйти на прогулку.
- Чем больше интересов у детей, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше ограничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах.
- Каждый день говорите с ребёнком, спрашивайте его обо всем, чтобы он делился секретами и тревогами.
- Старайтесь видеть в своем ребёнке не только плохое, но и хорошее.
- Хвалите ребёнка (так, чтобы он знал, за что), поощряйте позитивные поступки, подбадривайте, это способствует повышению самооценки.
- Если что-то запрещаете или требуете, сообщайте об этом в мягкой и дружеской форме.
- Не давайте ребёнку смотреть фильмы, не соответствующие его возрасту, особенно фильмы ужасов.
- Если вы знаете, что ребёнок может испугаться чего-либо, заранее подготовьте его.
- Часто повторяйте ребенку: «Я с тобой, не бойся». Помогите ему преодолеть все страхи.
- Установите контакт с ребёнком, подразумевающий доверительное отношение, как условие развития творческих возможностей и веры в себя.
- Смотрите на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
- Старайтесь понять и принять чувства и желания ребёнка, его внутренний мир, таким, какой он есть.
- Признавайте свои недостатки и старайтесь их преодолеть.
- Перестраивайте неправильные, неадекватные отношения с ребёнком.
- Старайтесь уменьшить проявление своей тревожности, так как возможен непроизвольный перенос на детей родительских тревог, страхов и проблем.
- Снижайте уровень своей мнительности, которая проявляется в стремлении постоянно проверять и перепроверять ребёнка, педантичном предопределении его образа жизни.
- Проявляйте гибкость и непосредственность в воспитании, избегайте предвзятости в восприятии ребёнка.
- Не будьте чрезмерно серьёзными и требовательными, таким образом можно только закрепить отрицательные эмоции ребёнка, сгустить их до степени страха или гнева и нередко достичь противоположных результатов.
- Давайте ребёнку больше свободы, приучайте самостоятельно решать собственные проблемы, так как излишняя опека и контроль создают предпосылки для появления страхов.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребёнку.
- Затрудняют прохождение страхов непримиримость к ним взрослых, категоричность принимаемых по поводу страхов решений, а также недоверие к способности детей избавиться от страхов.
Таким образом, страхи детей требуют каждый раз пристального внимания и серьёзного изучения со стороны взрослых. Тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного разрастания страхов, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и раскрытию новых возможностей.
Помните, что взаимоотношения родителей и детей сказываются самым существенным образом на процессах формирования и устранения страхов. Вам следует обратиться к психологу, если: - У ребёнка часто повторяющиеся страхи одного и того же содержания.
- Вы не знаете, как разговаривать с ребёнком по поводу его страхов.
- Поведение ребёнка изменилось вследствие того, что он перенёс какую-то психологическую травму, связанную с нарушением безопасности.
- В вашей семье есть какие-то потери и изменения, о которых вам трудно сообщить ребёнку.