Советы психолога:
Как общаться с ребёнком, если у него есть страхи.

Рекомендации для родителей.

  • Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребёнка за то, что он боится, так как именно родители несут персональную ответственность за самочувствие ребёнка и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.
  • Нельзя не замечать и игнорировать страхи, иронизировать и бездушно смеяться над ребёнком.
  • Нельзя вместо устранения страхов «выяснять отношения» с ребёнком или считать его безнадежно упрямым и не способным к переменам, так как в этом случае он вряд ли сможет проявить активность и преодолеть страх.
  • Относитесь к страхам без излишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания, не культивируйте страхи, чтобы «не застрять на них».
  • Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  • Помните, что к боящемуся ребёнку нужен особый психологический подход, основанный на понимании его чувств и желаний, укреплении «внутреннего я».
  • Необходимо, чтобы ребёнок чувствовал поддержку, любовь и признание взрослых.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Постарайтесь отвлечь ребёнка, «вернуть ему детство», занять интересной деятельностью, почитать книги, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры (спектакли, представления), выйти на прогулку.
  • Чем больше интересов у детей, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше ограничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах.
  • Каждый день говорите с ребёнком, спрашивайте его обо всем, чтобы он делился секретами и тревогами.
  • Старайтесь видеть в своем ребёнке не только плохое, но и хорошее.
  • Хвалите ребёнка (так, чтобы он знал, за что), поощряйте позитивные поступки, подбадривайте, это способствует повышению самооценки.
  • Если что-то запрещаете или требуете, сообщайте об этом в мягкой и дружеской форме.
  • Не давайте ребёнку смотреть фильмы, не соответствующие его возрасту, особенно фильмы ужасов.
  • Если вы знаете, что ребёнок может испугаться чего-либо, заранее подготовьте его.
  • Часто повторяйте ребенку: «Я с тобой, не бойся». Помогите ему преодолеть все страхи.
  • Установите контакт с ребёнком, подразумевающий доверительное отношение, как условие развития творческих возможностей и веры в себя.
  • Смотрите на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
  • Старайтесь понять и принять чувства и желания ребёнка, его внутренний мир, таким, какой он есть.
  • Признавайте свои недостатки и старайтесь их преодолеть.
  • Перестраивайте неправильные, неадекватные отношения с ребёнком.
  • Старайтесь уменьшить проявление своей тревожности, так как возможен непроизвольный перенос на детей родительских тревог, страхов и проблем.
  • Снижайте уровень своей мнительности, которая проявляется в стремлении постоянно проверять и перепроверять ребёнка, педантичном предопределении его образа жизни.
  • Проявляйте гибкость и непосредственность в воспитании, избегайте предвзятости в восприятии ребёнка.
  • Не будьте чрезмерно серьёзными и требовательными, таким образом можно только закрепить отрицательные эмоции ребёнка, сгустить их до степени страха или гнева и нередко достичь противоположных результатов.
  • Давайте ребёнку больше свободы, приучайте самостоятельно решать собственные проблемы, так как излишняя опека и контроль создают предпосылки для появления страхов.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребёнку.
  • Затрудняют прохождение страхов непримиримость к ним взрослых, категоричность принимаемых по поводу страхов решений, а также недоверие к способности детей избавиться от страхов.
Таким образом, страхи детей требуют каждый раз пристального внимания и серьёзного изучения со стороны взрослых. Тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного разрастания страхов, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и раскрытию новых возможностей.

Помните, что взаимоотношения родителей и детей сказываются самым существенным образом на процессах формирования и устранения страхов.

Вам следует обратиться к психологу, если:

  • У ребёнка часто повторяющиеся страхи одного и того же содержания.
  • Вы не знаете, как разговаривать с ребёнком по поводу его страхов.
  • Поведение ребёнка изменилось вследствие того, что он перенёс какую-то психологическую травму, связанную с нарушением безопасности.
  • В вашей семье есть какие-то потери и изменения, о которых вам трудно сообщить ребёнку.
Вернуться